Обида – в чем ее польза?
В быту можно часто услышать: «ну чего ты таскаешься со своими обидами?», «да забудь уже, это дело прошлое!». Напоминает расхожее: «не ной», «посмотри на других – у них хуже». Но на самом деле, за редким исключением, носить этот кулек за спиной не такая уж радость! Разве что в манипулятивных целях, мол, вы мне теперь должны. Однако и это не достаточный повод, чтобы так обрекать свою жизнь на лишний вес.
Обида напоминает мне сундук в сундуке. Открываешь его – а там потребность. Ещё глубже – ценность. Потерянная. Почему взрослый человек упорно спрашивает ответ с родителей? Потому что по их взгляду, по их мнению и словам дети определяют эту ценность. Это первичная, базовая платформа для роста самооценки.
Пример – ребенка оскорбляют. Обида! И в 20 лет – обида, и в 40 лет она же. Что скрывается за ней? Боль, потребность в принятии. Какая ценность потеряна? Например, я интересная личность, у меня есть достоинство. Претензии к родителям? Нет! Просьба: перекодируйте, скажите что это не так. «По вашим словам я составил автопортрет и теперь тщетно доказываю всем в обществе, что у меня это достоинство есть». Все равно, что прийти на собеседование с резюме, где написано только «я лох» и потом искренне удивляться – почему меня не взяли?! Я же так хорошо о себе рассказывал?..
Так вот. Не в прощении даже дело и не в предъявлении результата. Вернее, было бы здорово, если бы мы могли прийти непосредственно к источнику и как-то там «переодеться». Тут дело в другом. Я думаю, что выбрасывать «узелок» обид – такой же не экологичный поступок, как кидать токсичный окурок в песочницу (метафора хорошая получилось, т. к. такое непереработанное сырье снова оказывается в детских руках). Обида в зашифрованном виде оставляет нам возможность разобраться: что конкретно мы получили, а в чем закрепился дефицит и таким образом выйти к первичному неповторимому образу своего «я». Почему неповторимому? Потому что набор этих потребностей-ценностей в целом у всех людей одинаковый, и именно в этом смысле мы можем как-то идентифицировать себя с другими, понимать их лучше, в том числе и детей, и родителей. Но и различность-то есть! Она и ключ к общению – обмену, познанию, обретению нового, к движению.
Как видите, смысл в таскании на плечах узелка все же есть – мы носим то, что нам дорого (в обёртке обиды), в надежде когда-нибудь его распутать и обрести себя. Нет простого рецепта, есть принцип: где болит, там требуется внимание. Но не пластырь, а раскрытие до сути.